Копаоник - 2013
Земля ведь шар - нас краем не надуть!
А значит - горизонт всегда в дали,
А значит - бесконечным будет путь..."
Михаил Калинкин
В качестве предисловия
В этом году установка на поездку не изменилась: посмотреть новое место, пакетно и без визовой бумажной кутерьмы. Рассматривали Грузию, Черногорию, Украину, Турцию... И снова скажу - Приэль не предлагать!
В глубине памяти как-то крутилась Сербия, но очень вяло так.
Но на Салоне обнаружился стенд Копаоника. Сербская фирма "Путник" и московская группа "Метрополь" предлагали жилье в отеле Club A. Потолкались-посмотрели, заинтерсовало, взяли контакты. Потом поиск по инету, опрос знакомых. Очень многие рекомендовали.
Но для очистки совести связался еще с другими агентствами. Черногория ответила с опозданием, когда решение было уже принято, грузины выкатили для Гудаури заоблачный ценник, до Буковеля и Паландокена в очередной раз дело не дошло :)
Списался с Метрополем. Быстро решили все вопросы. Договор-страховки-трансфер-жилье. Очень приятно удивило, что за это направление отвечают катающиеся люди. Общий язык нашли почти мгновенно :) Несмотря на то, что они предлагают только проживание и трансфер по Сербии, любезно пошли навстречу и организовали приобретение авиабилетов.
Так что - лучшие рекомендации.
Итак, в 2013-м году едем в неизвестную горнолыжную Сербию!
Москва - Копаоник
Трансфер
Летели Аэрофлотом, регулярным рейсом. Из Шереметьево. А потому как этой компанией не летали лет 10-15, то некоторые вещи удивили.
Во-первых их правило: 1 пассажир = 1 чехол. Знающие люди сказали, что лучше с Аэрофлотом не связываться. Специально купили два чехла для лыж.
При регистрации нужно было высмотреть информацию, что из 6 стоек 3 принимают только багаж для пассажиров, которые самостоятельно зарегистировались через терминалы. И три по традиционной схеме. Мы встали не в ту очередь. Тетка за стойкой нас реально облаяла, типа, нужно смотреть, куда стоите. Очень неприятно.
Ну как-то разобрались с этим, отстояв еще минут 15 в очереди. Взвешивают багаж. Ага. Чехлы по 12 кг, баул 31. Баул один на двоих. Уже другая тетка заявляет - "вытаскивайте вещи до 20 кг." Мы в непонятках, все уже просвечено и запаковано. На вопрос , а ничего, что нас двое, тетка заявляет, что ее это не волнует и у них правило 1 чехол с лыжами до 14 кг + 1 багаж до 20 кг + 1 ручная кладь в салон. После моего замечания а можно ли заплатить за перевес, к нам снизошли и сказали, что таки можно. Указав, где нужно платить. Сумма сразу не называется. Подхожу и мне выставляют счет более, чем на 100 евро: заплатил 5 500 руб.
А рядом другие пассажиры перепаковывали свои вещи...
Еще более неприятная ситуация была при вылете из Белграда. Тем же Аэрофлотом. Снова перевес, но в 6 кг: баул потянул на 26 кг. Мальчонка за стойкой говорит, что нужно оплатить 100 евро. Да не вопрос. Мы уже ученые - сразу вопрос где оплатить перевес :) Выдается квиток на оплату в офисе Аэрофлота. И вот тут внимание! Смотримте, что указано в этом квитке! Я не обратил внимания и оказалось, что нарисовали не величину перевеса (6 кг), а полный вес багажа (26 кг). Думаю, что вы уже догадались по финалу этого действа. Правильно, с меня содрали за 26 кг перевеса! При этом евро не принимают. Или карточка или динары. Я плачу визой, очки не одевал, так сказать поверил. А зря... И только после оплаты обнаруживаю, что сняли не 5 000 руб, а 11 600!!! Ну... сам себе злобный Буратина. Так что смотрите внимательнее.
Но в целом, Аэрофлот разочаровал. Потенциальный монополист авиаперевозок, что сказать.
Далее все более-менее штатно. И снова но... В самолете много малолетних детей. И как назло, пара самых бешеных сидели у нас за спиной. Мамашки даже не пытались их успокаивать и на замечания пассажиров и стюардессы не реагировали. Типа детАчки и все...
Не забыли и про многолетнюю традицию перед вылетом употребить Бэйлис из горлА :)
И снова камень в огород Аэрофлота. Более скудной бортовой еды мы не видели уже много лет. А вот горячее тут положено только бизнес-классу. Всем остальным - почти сухпаек. Сразу вспомнилось, чем кормили на чартерах Алросы и Уральских линий :) И наливали за счет компании.
Сербская земля нас встретила зеленой травкой и очень теплой погодой.
Быстро прошли паспортный контроль и получили багаж. На выходе действительно ждал Крсто с табличкой "Копаоник". С трансфером разобрались быстро. Вот только сидели на самом последнем ряду, потому что детки позанимали по 2 места с желанием сидеть одним. На законное требование подвинуться и освободить лишнее место отвечали злобным сопением и косыми взглядами. И явным желание пригласить на разборки папу-маму. А количество мест в автобусе было точно по количеству туристов. Выяснилось, что с нами едут детские инструкторы от известной школы SnowPro и пара детских групп.
Я вообще-то не совсем понимаю, отчего в России до настоящего времени нет чайлд-фри рейсов, как в Европе. Я готов платить, за то, что мне не будут в спинку кресла долбать ногами и не слушать вопли. А в отеле на завтраке и обеде чье-то чадо не будет с воплями носиться по залу и хватать все, что под руку попадется.
И еще я не понимаю, за каким тащят с собой детей до 3-4 лет. Они же все равно ничего не запомнят. А вот проблем всем создают массу.
В пути делали 2 остановки по 40 и 20 минут. Можно было перекусить в кафе. В принципе вот тут можно было платить еврами, но по совершенно непонятному курсу. Да и было непонятно, 250 динар за сендвич это много или мало? :)
И еще одно уточнение. Везде заявляется, что трансфер 4,5 часа. Это не так. В Копаоник мы ехали почти 8 часов, обратно чуть более 5. Имейте ввиду.
Во время этого длительного трансфера Крсто как-то очень неспешно выдавал всякую информацию. Выдал буклетики про Копаоник и совсем короткий рассказ про Сербию и Белград. Если спрашивали - отвечал. Изначально были заявлены несколько экскурсий. Сначала собирались съездить, но после не очень внятной информации о них и предложением Крсто "звоните, поговорим о свободных местах", решили никуда не ехать. А ведь времени для записи желающих прямо в автобусе было более чем достаточно.
Проезжали через Белград. Классика пост-советсткой архитектуры. Был правда, один пригород с милыми моему сердцу красными черепичными крышами...
Первый снег появился километров за 80 до Копаоника. Километров за 20 уже шел просто стеной. Что очень радовало.
В самом Копаонике высаживают на центральной площади, там, где рынок и стоянка такси. Почти до всех отелей нужно топать еще метров по 100-200. Выяснили, где наш Club A и поволокли барахло.
В общем, отель сразу понравился. Нас очень любезно встретили и даже предложили на выбор два номера. Это вообще что-то уникальное.
Копаоник
Прогулка по городку
Исторически, Копаоник - это специально построенная лыжная станция. Здесь нет частного сектора, только комплексы отелей и апартаментов, построенныъх по единому проекту. При первом взгляде Копаоник очень приятно напомнил Авориаз. Все такое деревянное и с изломанными линиями. Вообще, все очень компактно. Есть шале на склонах, несколько на отшибе от центра. Кстати, только в них реальный ski in - ski out. Из всех остальных точек до подъемников нужно топать ногами. Точнее, до места, откуда можно съехать к подъемникам центральной поляны на лыжах.
Все первые этажи зданий отданы под рестораны, бары и магазинчики. Что касается цен, то по мнению самих сербов, они просто конские. Но это как посмотреть. Курс сербских динаров к евро где-то от 109 до 112. Мы тупо ориентировались на 100. Так проще считать. Так вот, цены сравнимы с остальной Европой.
Принято, что критерием оценки дороговизны курорта можно считать стоимость бутылки воды или банки пива. И что мы видим? 1,5 литровая бутылка воды стоит 150 динар (или динаров?). Это 1,5 евро. Банка местного пива 60-90 динар, это меньше одного евро. 1,5 литровая бутылка колы или нести - 170 динар. Так что цены вполне европейские.
Единственное, чего мы не нашли, так это магазины фото принадлежностей и какой-нибудь электроники. Вообще в Копаонике это направление не очень развито. В отличие от Альп, где фотограферы роятся на каждой станции подъемников и настырно предлагают сделать фото.
И еще одной простой вещи мы так и не нашли. Или недостаточно настырно искали :) Карты городка Копаоник. Вот такая нашлась в Сети. Но несколько она устаревшая, да и расположение подъемников на главной поляне указано не совсем точно. Но здания соответствуют действительности. Наш отель Club A выделен зеленым.
увеличить (откроется в новом окне, 900к)
Важно! Кто-бы и что-бы не рассказывал, но к оплате принимаются или местные динары или карточки. Евро не принимаются. Даже в аэропорту Белграда оплатить в евро можно только в зоне Duty free.
Центральная улица Копаоника. На схеме городка это комплекс зданий, выделенный красным.
Стоянка такси, старт и финиш трансфера и рынок. Такси можно вызвать в любой момент. К примеру, стоимость трансфера до Белграда от 170 до 250 евро в зависимости от марки авто.
На рынке местные фермеры предлагают всякие забавные штуки. От традиционных магнитов, мелких сувениров, какой-то нехитрой экипировки до аутентичных сосудов с неизвестной жидкостью. Не пробовали, так что жидкость нам неизвестна. Скорее всего это ракия или настойки на травах. Но в бутылки как-то засунуты деревянные... Не знаю, как назвать. В общем, смотрите сами. На рынке мы закупились местными сырами и оковалком пршута - вяленого мяса. Очень вкусно. Стоит примерно 10 евро за кило. Магнитики от 1,5 до 2,5 евро.
Бюст того самого Панчича. Ботаник, Президент Академии наук Сербии. Прославился тем, что открыл кучу эндемичных для Сербии растений. В том числе елки, которые растут на склонах пика имени его. Их так и называют, ель Панчича.
А это символ Копаоника Медвед. Именно так, по-сербски, это и произносится. Если знать заранее, то нужно к нему придти и попросить синего неба и белого снега :) Впрочем, со снегом в Копаонике проблем нет. А вот погода очень переменчива. Нам выпало всего несколько часов солнца. Все остальное время катались в облаках и снегопаде.
В Копаонике есть несколько обменников и банкоматов. Могут поменять и рубли. Но мы не пробовали. Меняли только евро. Кстати повторюсь, если кто будет утверждать, что принимают к оплате евро - не верьте. Принимают только динары или пластик.
Центральная, так сказать, точка станции Копаоник. Административное здание. Обменник, банкомат, ски-сервис, инструкторы, кафе, полиция и продажа ски-пассов. И снова была дана некорректная информация. Для недельного ски-пасса фото не нужно. Кассир протягивает буквально клочок бумаги, на котором нужно написать имена и фамилии в латинской транскрипции. Ски-пассы, тем не менее, именные. 6 дней стоит 11 600 динар, это 100 евро.
Что очень удобно, везде есть информационные табло. И в городке около администрации, и на склонах.
Гранд Отель. Можно сказать, один из немногих, где есть ski in - ski out. Стоит на пупыре над главной поляной с подъемниками.
Центральная поляна. Три больших креселки. Вообще, проблем с подъемниками нет. Новые Doppelmayer'ы. Бугелей штук 10, в основном на дальних кордонах или траверсах, и пара якорных.
Число подъёмников 24 шт.
Общая пропускная способность 32000 чел./час
Кресельные 4-х местные - 4 шт., (Doppelmayer tip-4CLD), год установки 2006-2012г.г.
Кресельные 6-ти местные - 1 шт., (Doppelmayer tip-6CLD), год установки 2006г.
Кресельные 2-х местные - 3 шт.
Бугельные 1-местные - 8шт.
Бугельные 2-х местные (якорь или швабра) - 2шт.
Бугельные 1-местные (этот тип установлен на траверсах) - 3шт.
Очень забавно "бугель" звучит по-сербски: "телескопский вучный направ". Перед ними, особенно на 9-ой и 10-й трассах, как правило, собирается очередь минут на 10. Даже родилось ругательство "телескопский вучный направ тебе в зад". Вот он сам на нижней точке трассы 9.
И главная поляна Копаоника. Лягушатник с ленточным транспортером, каток, продажа ски-пассов, инструкторы, кафешки.
Отель Club A
Прогулка по отелю
Мы жили в отеле Club A, позиционирующем себя как 4*. Полупансион. Расположен практически в центре Копаоника. Но в рекламных проспектах несколько лукавят насчет 30-50 метров до подъемников. Метров 30 нужно дотопать до пятачка около администрации, где можно встать на лыжи и уже оттуда скатиться к подъемникам. Это метров 200-300. А вот обратно придется топать в горку или по лестницам.
Отель оставляет очень приятное впечатление. Симпатичные интерьеры, очень любезный персонал. Стоит иметь ввиду, что знание английского-французского и прочих языков ситуацию не спасает. Персонал понимает сербский и немного по-русски. Даже на ресепшн говорят только по-сербски.
В отеле я насчитал минимум 3 бара, один для некурящих. В нем мы коротали время до ужина. В отеле есть массажный кабинет, парикмахерская, ресторан с двумя залами (курящий и некурящий), бассейн, сауна, джакузи, сувенирная лавка. Но в ней только какие-то вязаные свитера и безрукавки. Полезно знать, что, как оказалось, бассейн и джакузи включены в стоимость проживания. Отдельно нужно платить за сауну: 1000 динар.
Большие и очень теплые номера. Нам вообще при заселении предложили на выбор два номера, чего практически не случалось ни в одном отеле ни в одной из ранее посещенных стран. По поводу тепла, то иногда даже приходилось батарею прикручивать. Горячая вода без ограничений, телевиpор с полусотней кабельных каналов. позабавило, что в телек заведены 2 или 3 радиостанции и веб-камеры. Есть свой канал Kopaonik-TV. На мем постоянные программы про фрирайд в елочках. Мы смотрели евроспорт и в качестве фоновой музыки - "Радио Индекс". У них в ротации много классической рок и поп-музыки.
Главный вход в отель, заваленный снегом.
Пристройка с бассейном, джакузи и сауной. Внутри не снимали. При входе выдают большой махровый халат и громадное полотенце. По периметру бассейна расположены шезлонги. Сам бассейн имеет форму восьми или шести угольника, глубина переменная о т 1,5 до 2,2 метров. По нашему мнению, вода довольно холодная. Для занятий плаванием еще подойдет, а вот для релакса после горы холодновато.
Чтобы попасть в бассейн нам от номера нужно было спуститься на несколько ступенек.
Ресепшн и вход в лыжную комнату, по-сербски "скияшницу".
Лыжная комната, ski-room или скяшница. Тут же расположен ски-сервис. Шлифовка-точка-заливка стоит 500 динар. С одной стороны комнаты - стойки для лыж, с другой - шкафчики для каждого номера. В отеле запрещено ходить в ботах, их нужно оставлть в шкафчике. Но после первого дня стало понятно, что в комнате очень влажно и боты не просыхают, а утром с лыж буквально капала вода. Так что я носил ботинки в номер и сушил как обычно, электро сушилкой.
С другой стороны от скияшницы выход на гору. Точнее, к центральному административному зданию через дорогу, откуда к подъемникам можно уже скатиться на лыжах.
Один из баров на первом этаже.
Поднимаемся по лестнице на наш этаж, второй. Номера расположены с двух сторон от коридора.
Уже в номере. Номер большой и очень теплый. Мебелью не перегружен, но мест растолкать барахло хватило. Мебель старая, но вполне функциональная. Правда, иногда ящики заклинивало :) Сантехника тоже не первой свежести, но работает. Есть работающий фен. А вот заявленного сейфа в номере не было. Уборка ежедневно, смена постельного белья и полотенец тоже ежедневно. И освежителя воздуха в туалете не было. Сами купили.
Копаоник расположен на высоте 1750-1770 метров. Это подтвердил тренировочный компьютер Suunto в режиме альтиметра. С точностью до нескольких метров. И вид из окна. Во втором предложенном номере окно выходило на заброшенную стройку позади отеля.
Пожалуй, самое больное и слабое место отеля - это звукоизоляция. Слышимость очень хорошая. Нам не очень повезло в том, что в соседний номер заселилась семейка с грудным ребенком. Ну, вы понимаете последствия... А уж когда к ним приходили их друзья с оравой своих детей... Приходилось засыпать с бирушами. Правда, стоит отметить, что в 10-11 часов компания, как правило, расходилась. А вообще мы попали в какой-то детский заезд. Про это никто не предупредил. Или это случайность, или отель ориентирован на семейный отдых с малолетними детьми. В отеле 3/4 постояльцев были семьи с 1-3 детьми от 0,5 до 5-6 лет. Иногда это было ужасно :(
Но в общем, если не придираться по мелочам, то жить вполне можно. Просто нужно все-таки помнить о прошлом Сербии. Страна советского блока, да плюс еще пережившая военный конфликт в 90-х... Особенно это заметно в самом Белграде.
Но... из-за этих вот мелочей я бы отпилил минимум пол-звезды у отеля.
А теперь поговорим за сербскую кухню и напитки. Милая тема! Кормят в Копаонике хорошо. Даже очень хорошо. Сербская кухня, как известно, ориентиована на мясо в разных его видах. Так что мы не голодали :))
Из напитков хорошо вино "Цар Лазар". Но в ресторане на ужин мы заказывали местное вино, правда забыл название и как оказалось это было коллекционное вино ограниченной партии. Ну очень отменное. Из местных сортов пива хороши Jelen (Олень) и Lav. Но Lav нужно брать с синей этикеткой. Зеленая и все другие - это коктейль этого сорта пива с соками. Например, с лимонным.
Забыл сказать, что на завтрак из напитков была вода, соки, чай, кофе, молоко. Все включено. На ужин из напитков включена вода. Остальное за дополнительную плату. Можно оплатить сразу после ужина или, как мы сделали, записать на номер и оплатить при выезде из отеля.
Интерьер ресторана. Очень приятный. Правильный дресс-код: спортивные костюмы, кроссовки или спортивные тапки. Кто-то приходил на завтрак уже в катальной одежке, но без курток.
Небольшое уточнение по режиму катания. Завтрак начинался с 8 утра, подъемники начинали работу с 9 утра. Вроде времени достаточно. Ан нет. Скияшница открывалась в 9. Так что точно к открытию подъемников не успевали. Но все равно до основной толпы, вываливающейся в 10 утра, делали 2-3 спуска по вельвету.
Но вот в один момент... Бинго!!! Шпильки, стразы с блестками, макияж, армани с черкизона... Все на месте. Наши в городе! И точно, сопровождающие девицу бой-френды вышли в толстовках с логотипом Сургутнефтегаза.
А теперь, что мы кушали. Не только очень вкусно, но и красиво. Нам даже любезно позволили сделать небольшую фотосессию до официального открытия ресторана на ужин. Снимали уже зеркалками. Далее - не более десятой части от снятого :)
Каталка
Трассы и пейзажи
Сразу хочется отметить, что почти все трассы (около 80%) имеют искусственное оснежение.
Схема трасс. В Сети можно найти разные варианты, но эта самая свежая. Есть реально черные. Я со своей ногой особо не лихачил, но на Гвоздец (Gvozdac) сходил. В общем, очень жестко и более чем приличный уклон. После него Ledenica решил не пробовать вообще. Начинающим и неуверенно катающимся лучше не соваться.
увеличить (откроется в новом окне, 750к)
Лыжный центр Копаоник представляет собой два связанных региона катания.
Основные вершины первого, и бОльшего, региона: Pancicev vrh (2014 м), Suvo Rudiste (1918 м), Ledenice (1864 м).
Вторая зона катания - Velika Gobeija (1923 м). Вторая зона менее лесистая.
Общая характеристика склонов Копаоника.
Протяженность более 50 км подготовленных трасс. Готовят трассы очень хорошо. При минусовой температуре вельвет может сохраняться до полудня. Но как и на всех горнолыжных станциях, ко второй половине дня все нижние трассы изрядно подразбиты. Откровенного льда нет, но нарыты немелкие бугорки. И, естественно, много народа. Особенная толкучка на самых простых склонах 7 и 7а. Но мы их ежеутренне, до толпы, использовали для разминки. Стоит отметить, что до 10 утра народ еще спит, кормится или только выползает на гору. Основная масса выходит в районе 10:30-11 часов.
Краткое описание подъемников Копаоника (информацамя из справочников и сайтов).
1. Suncana dolina - время подъема: 4,5 мин, от отеля Putnik. Трасса широкая, во второй половине дня освещается солнцем, в связи с чем эта трасса первая подвержена таянию снега.2. Malo jezero - время подъема: 2,5 мин, от апартотеля "Suncani Vrhovi" - Konaci до подъемника Krst (1715 м). Трасса легкая, очень короткая, скрытая от ветров трасса, поэтому работает и при неблагоприятных погодных условиях. Освещается для ночного катания (с 19 до 22 часов).
3. Krst - время подъема: 7 мин - Располагается на крайней западной стороне горы, идеальна для начинающих лыжников. В конце трассы можно отдохнуть и принять солнечные ванны или продолжить спуск по трассе Suncana dolina.
4. Pancicev Vrh - время подъема: 5 мин - подъемник с 4-мя сиденьями пущен в ход в феврале 2006г, скорость 5 м/с, пропускная способность - 1800 человек в час. Трасса начинается от пика Suvo Rudiste (1975 м) и спускается до центральной площади, где находится большинство отелей Копаоника. Разветвляется на три трассы, которые защищены лесом и спускаются к туристическому центру.
6. Duboka I - время движения: 6,5 мин - Трасса начинается с пика Suvo Rudiste и состоит из двух трасс: левой, более легкой (красной) и правой (черной). Две трассы соединяются в одну в самом низу. Большинство соревнований проходит именно на этой трассе, на черной ее части, т.к. она удовлетворяет требованиям FIS.
7. Karaman greben - новый 6-ти кресельный подъемник. Одна из самых легких трасс, тем самым подходит для начинающих. Подъемник начинается с центральной площади и выходит к пику Karaman greben. Состоит из двух трасс. Правая, более пологая, левая - более крутая и короткая.
8+ 8а. Mali Karaman - два параллельных подъемника , четверокресельный и бугельный, время подъема: 4-5 мин - С обеих сторон подъемника оформлены трассы для катания. На выходе с этого подъемника слева переходная трасса к подъемнику 9. Marine Vode, а справа - к подъемнику 7. Karaman Greben и туристическому центру. На самом верху можно перейти на трассы Gvozdac и Knezevske Bare.
9. Marine Vode - время подъема: 4,5 мин - К начальной точке можно спуститься отмеченной трассой с вершины Mali Karaman. Трасса находится на восточном склоне горы. С нее можно перейти на трассу 10.Karaman и далее.
10. Karaman - время движения: 4,5 мин - трасса легкая, находится на северном склоне. С нижнего участка можно перейти к начальным станциям подъемников
18. Ledenice и 19. Gvozdac. Начинающим лучше не соваться
11. Jaram - время движения: 3 мин - Трасса легкая, пологая, подходит для начинающих и детей.
12. Gobelja relej - время движения: 3,5 мин - на вершине Gobelja (1934 м) трасса соединяется с трассами Jaram и остальными.
13. Gobelja - время движения: 4 мин - Четыре красных и две черные трассы. С вершины открывается прекрасный вид на окрестности.
14. Knezevske Bare - время движения: 4,5 мин - Легкая трасса, находится на восточном склоне горы. В первой половине дня освещается солнцем. В нижней точке трассы справа можно перейти на начальную стнацию подъемника 6. Duboka.
15. Bela Reka I - время движения: 10,5 мин - трасса предназначена в основном для лыжников, размещенных в Брзече, чтобы переместиться к вершине горы.
16. Bela Reka II - время движения: 8,5 мин - Относится к очень сложным трассам и предлагается только весьма опытным лыжникам. Спуск по этой трассе оставляет незабываемые впечатления, как из-за самого спуска, так и из-за прекрасного вида на южную Сербию. Bela Reka II переходит в Bela Reka I, и их суммарная протяженность составляет 3,5 км, а перепад высот почти 900 м.
17. Struga - Планируется вскоре пустить в ход подъемник и трассу. тип: бугельный, протяженность: 714 м, перепад высот: 240 м , время движения: 3,6 мин, сложность трассы: сложная
18. Ledenica - время движения: 4 мин - Очень сложная трасса. Последняя треть ее совпадает с трассой 19. Gvozdac.
19. Gvozdac - время движения: 4,5 мин - сложная трасса, спускается с вершины Ledenice (1915 м). До этой трассы можно добраться с любого подъемника, который выходит на вершину Mali Karaman. Лыжники часто прокладывают трассу с вершины Gvozdca через лес к трассе Ledenica
20. Duboka 2 - время движения: 7.5 мин - к этому подъемнику можно спуститься по трассе Duboka I. Рядом находится кафе "Bacija Krcmar", в котором можно отдохнуть и перекусить. После выхода с подъемника можно перейти на трассы Knezeve Bare и Karaman greben.
21. Krcmar - время движения: 13 мин - Трасса относится к средне-сложным с более легкой верхней частью и весьма сложным продолжением. Самый протяженный подъемник Копаоника. На пути подъемника есть одна промежуточная станция, функция которой в том, чтобы дать возможность лыжникам перейти на другие подъемники и трассы.
22. Masinac - время движения: 2 мин - Это чаще всего первый подъемник начинающих лыжников. Трасса легкая, короткая и пологая. Начинается от туристического центра. Подходит для детей.
23-24. Vucak 1 и Vucak 2 - это горизонтальные транспортеры.
Попасть из одной зоны во вторую можно не снимая лыж. Они соединяются около нижней точки трассы 10, около большого нового отеля. Там автодорога практически без трафика, на нее постоянно и аккуратно накидывают снег. Так что все преодолевается с ходу. Скользяк вообще не страдает.
И вообще, Копаоник дает возможность катания в стиле ski-safary, что очень приятно. Можно везде побывать на снимая лыж. Доскерам несколько сложнеее - есть участки с минимальным уклоном или вообще горизонтальные. Например, между трассами 9, 10, 8, выкат на 1-й или 14-й нужно протопать метров 50.
Но это все мелочи по сравнению в окружающими красотами. Елки Панчича просто волшебные!
Ну чем не Лапландия?!
Копаоник предоставляет довольно широкие возможности для внетрассового катания. Но следует обращать внимание на знаки "Частная территория. Проход запрещен."
Над Копаоником.
С погодой не очень повезло. Было мало солнца. Больше катались в облаках с видимостью метров 10 и при сильном ветре. Верхняя станция на Пике Панчича и точка перехода во вторую зону катания в тумане (низ трассы #10).
Это новый радар, построенный после военных действий. Установлен на Пике Панчича, на самой высокой точке. Натовцы старый уничтожили ракетным ударом. Соответственно, и Копаонику досталось.
На трассе #8, на самой середине, есть уютное кафе. Мы туда практически ежедневно в середине дня заезжали горячее какао попить.
На склоне. Я очень рад, что прооперированное колено не подвело, и получилось нормально катать по 5-6 часов. Потом посмотрели данные с GPS-треккера. В день катали от 25 до 52 км.
Это утро субботы. Правда, "много народу" на первую очередь в 9:30 утра ?
Еще в Копаонике есть 3 или 4 трассы для равнинных лыж. Прекрасно подготовлены и для классики и для конькового хода. Правда на них людей мы на видели. Попались 3-4 человека, но они все были внизу.
Описание:
Crvene bare - Трассы для беговых лыж - находятся на плоском лесистом участке Копаоника, окруженном еловыми и пихтовыми деревьями. От туристичесокого центра Копаоник проложены трассы для беговых лыж дисциплины Lang lauf, которые находятся на уровне 1788 и 1713 м над уровнем моря (перепад высот 75 м), что представляет собой идеальные условия для таких соревнований, как биатлон и триатлон. Трассы размечены длиной 3, 5 и 10 км, пригодны для как для отдыха, так и для соревнований в этих дисциплинах.
И уж чего вовсе не видели, так это прогулок на снегоступах. И вообще этого снаряжения в местных магазинах нет как класса. А места как-будто специально для такой забавы созданы. Встречались товарищи, прогуливавшиеся по горам ногами. Но это даже зимним треккингом не назвать.
А ведь можно организовать и такие мероприятия. В Альпах, например, практически на каждой станции такое есть. И пользуется популярностью: ходят группы человек по 20.
Еще я бы предложил организовать катание на любимых собачьих упряжках. При таком количестве детей это может получиться! А то мы видели всего одну (1) лошадь, запряженную в сани. Но на ней постоянно были седоки. И еще очередь на покататься.
Вся поездка прошла вот с таким настроением!
Фото не обрабатывались, только кадрирование, и умышленно публикуются в плохом качестве. Как всегда :) А то воруют, знаете ли.
Спасибо за внимание и терпение. Отзывы можно оставить в гостевой.
Техника
Зеркалка до склона не добралась из-за погоды, так что все снято на Canon S95
p.s. Специальное спасибо сервисерам нашего клуба ЦСКА-Крылатские Холмы за подготовку лыж.
p.p.s. Уже после нашего возвращения в Москву, в Копаонике установилась солнечная минусовая погода.