О первом опыте пилотирования дрона
Это снова не столько литературное описание, сколько хроника и мой новый личный опыт.
С идеей съемок с бортовой камеры дрона мы носились уже несколько лет. Видимо, время пришло.
Начитавшись и насмотревшись всякой всячины в Сети, было дело засомневались. Регистрация, ФСБ, получение сертификата пилота и прочее про штрафы, конфискации и полетные листы. Но более-менее стало понятно, что практически все ограничения и запреты относятся к полетам в городе, над охраняемыми объектами и полеты над скоплением людей. Полеты в поле, болотах и тундре особо никого не волнуют. Так что если с головой все в порядке, проблем не должно быть.
После анализа характеристик, желаемых задач и соотношения цена/качество, была выбрана модель квадрокоптера Syma X8G с бортовой HD-камерой, но без wi-fi трансляции видеосигнала. Не радовало время полета: 7-10 минут.
Заказывали в интернет-магазине rc-today.ru.
Вот что приехало. С частичной сборкой. Пультик такой, прямо совсем детский.
Самостоятельно потребовалось установить ноги и защиту винтов. Заняло несколько минут. И зарядить бортовые аккумуляторы. Это порядка 2,5-3 часа штатным зарядным устройством.
Первое включение. Жужжит и мигает лампочками.
При попытке оторваться от пола коптер начал сильно дрейфовать в сторону. Про триммирование и балансировку винтов только читали и смотрели учебные ролики, где на винты лепят кусочки изоленты в качестве грузиков.
Но все равно решили попробовать в поле. Результат тот же. Даже еще хуже - порывы ветра и неуправляемый дрейф. Причем его практически невозможно скорректировать органами управления. Случилось несколько сильных падений и частичная поломка защиты винтов. В любом случае, реакция дрона несколько замедленная.
Посадив один аккумулятор и побив аппарат, стало понятно, что таки нужен инструктор.
О! У нас же есть знакомый Дмитрий. И не просто знакомый. Мы вместе совершали первый парашютный прыжок в дроп-зоне Тушино.
Связались и оказалось, что Дима третий год как пилотирует квадрокоптеры. Причем сам их собирает по своим схемам, часть деталей сам проектирует и изготавливает на 3D принтере, работает со старшими моделями бортовых вычислителей и моторов, всякими GPS, 3D-подвесами, компьютерными симуляторами... То есть профессиональнй уровень и подход.
Договорились встретиться и он нам преподаст азы пилотирования.
Но для начала был осмотрен наш квадрокоптер. И началось тут веселье.
Попытка оторваться от пола неудачна - коптер сильно дрейфует. Триммироване и контроль горизонта приводили к тому, что дрейф происходит каждый раз в разную сторону. Стали разбирать аппарат. Все винты в полном разбалансе. Стали их обрабатывать. Тоже другой подход - не лепить изоляцию, а понемногоу стачивать пластик или шкуркой, или маленькой шлиф-машинкой. Балансировка проверялась на специальном стенде.
При более внимательном осмотре выяснилось, что винты перепутаны. Не вдаваясь в подробность, скажу, что были предустановлены три винта B: B1-B2-B2-A1, а не B1-A1-B2-A2. Отличаются направлением врашения. Это и была главная причина дрейфа и неуправляемости. Вторая - сильный разбаланс винтов.
Так что действительно после получения нужно все внимательно проверять. Маркировка на винтах снизу и на моторных гондолах сверху.
Дальше пошло проще. Без ветра в квартире дрон вполне себе летает. Не очень хорошо выполняется зависание - постоянно проседает.
В поле.
Инструктор показывает базовое упражнение - взлет-зависание-посадка. С зависанием то-же самое: нестабильно.
И тут еще одна вещь выяснилась - при ветре более 5 м/с (меряли специальным приборчиком) квадрокоптер просто сдувает. Мощности двигателей не хватает. Это еще одно ограничение по эксплуатации.
Про это ни в одном обзоре не упоминалось.
Ниже монстроидальный дрон инструктора. К камере подключаются очки по беспроводному протоколу и пилот видит, куда летит. Можно "катать" пассажира. А фишка в том, что управляющие частоты и частота передачи видео сильно различны. У магазинных моделей с wi-fi, практически у всех, они или вообще одинаковые, или близкие. Так что или картинка, или управление.