Бардонеккья - 2011, Италия
Горнолыжная станция Бардонеккья; 1300-2800 м, итальянские Альпы.
В силу некоторых обстоятельств занялись поездкой только в ноябре, снова пришлось ехать в высокий сезон и во время новогодних каникул. Так что выбирали побюджетнее из того, что оставалось у турфирм.
В Турин (Torino) вылетали через Домодедово, возвращались во Внуково. Летели разными авиакомпаниями - туда Уральскими линиями, обратно - Якутией. Интересно, что до Турина летели почти 4 часа, обратно - менее трех. Ветер что-ли встречный или снова какую-нибудь Грузию облетали... А вообще-то летайте Уралом - нахаляву наливают!
Уже в Италии довольно быстро прошли паспортный контроль и получили багаж. Кофр на этот раз не пострадал.
Грузимся в трансферный автобус в аэропорту Турина.
Горы в далеке, снега на равнине нет как класса.
Следы снега появляются где-то через полчаса езды в сторону Бардонеккьи-1300.
И снова в нашей группе, к сожалению, уже не говорю "команда", случился полный новичок - человек никогда не был в больших горах, не летал на самолете, впервые и в последний момент получил загранпаспорт, и хотя серьезно занимается спортом, к горам не готов абсолютно, пару раз покатавшись в Канте и Степаново.
Но понтов у всех - шире горизонта, к нашим советам и рекомендациям не прислушивались... Впрочем, излишней самоуверенностью в этот раз отличилась вся молодежная часть нашей группы.
И как результат, Горы наказали. На второй день все трое валялись с синяками, ушибами, температурой, больным горлом... Наташа с Егором вообще пропустили по дню катания из-за температуры. Хорошо, что мы всегда берем в горы довольно большую аптечку. МОложежь вообще на эту тему на заморочилась :(
Да, я пристрастен.
Бардонеккья-1300 - трассы Туринской Олимпиады 2006 года
Регион, прямо скажу, не для начинающих, в основном ориентирован на спортшколы.
Трассы довольно сложные; не длинные, но со специфическим волнистым рельефом и жесткие, синие и красные - одно и то-же.
Про итальянскую специфику маркировки уже много сказано и написано.
Схема подъемников и трасс (4,9М, pdf).
Катание от 1300 до 2800 м.
Две зоны - Жоффре/Jafferau (повыше и посложнее) и Коломьон/Colomion (пониже, но не намного проще).
Между Jafferau и Colomion ездит бесплатный ски-бас с интервалом минут 20. Кто был в Шамони или Морзине - точно так же.
А в общем и целом регион катания не очень большой, но людный. Практически на все верхние точки забрасывают старенькие бугеля. Кабина одна, часть креселок старой конструкции без накопителей и транспортеров.
Главная точка рандеву и пересадок - на Площади Европы около станции евро-электрички и ски-пасс офиса. Справа - станция, слева - ски-пасс офис. Там можно добыть и карту трасс и подъемников.
Именно на этой площади нас высадили из большого автобуса и мы ждали минут 30 трансфера на минивене до отеля.
И еще про трансфер.
Тем, кто решит поселиться в Бардонеккье-2000 (отель Жаффро 4*), еще веселее. Официально, так сказать, к отелю возят при приезде и отъезде. Местный автобус идет только до Глейзе. Так что постояльцам без арендованного транспорта, или не катающимся, приходится подниматься к отелю на кабине Jafferau за 7 евро в день. Если есть ски-пасс, то легче. Но в этом случае ты приязан к часам работы подъемника, так же как мы были привязаны к рейсам автобуса до Глейзе.
Такая забавная корова на лыжах :) Я - это тот, кто без лыж.
Около ски-пасс офиса упорно монтируется электронное информационное табло. Рядом еще одно табло со встроенным телефоном, на нем показывется наличие свободных мест в отелях и апартах. И тут-же можно позвонить и забронировать.
Ски-бас
Следует обратить внимание, что у баса разные номера и маршруты. Все начинаются с Площади Европы от ски-пасс офиса. Надо внимательно смотреть на номер маршрута и табличку на лобовом стекле.
№1 идет к нижней станции зоны Коломьон четырехкреселке Campo Smith. На подъемник может быть очередь минут на 10-15.
№2 раздваивается: одна версия идет в сторону Les Arnauds и Melezet, другая на Jafferau. От Площади Европы до остановки в сторону Jafferau придется пройти метров 300 через мостик через местную речушку.
№3 тоже существует в двух вариантах: один в сторону коммуны (бесплатный), второй в сторону апарт-отелей Чанфуран (где мы жили) и Глейзе. Уже платный, по 1,5 евры с носа.
Colomion
Считается основной зоной катания. Подразделяется на Colomion, Les Arnauds, Melezet.
Самая высокая точка - пик Plata della Mulattiera (2400), туда забрасывает бугель Vallon Cros (до 2395).
Почти все трассы на уровне 2000 м, так что катание преимущественно в елочках.
Трассы широкие, леденистые и многолюдные. Конечно, это могло быть связано с новогодними каникулами.
На фото ниже - вид со смотровой площадки чуть ниже Plata della Mulattiera (2400), самая высокая точка региона Коломьон.
Это был просто восторг, когда мы добрались до вершины - море облаков под ногами! А путь не очень прост - два бугеля, кажный почти по километру с нехилым уклоном. Характерная особеность - много табличек с предупреждающими надписями "Только для экспертов" на 2-3 европейских языках.
Для бордеров это смерть. Собственно, бордеров на этой вершине можно в прямом смысле по пальцам пересчитать. Трое - наши бамбини :) Вниз только черная, с уклоном под 35-40 градусов (не процентов). Сверху, кто знает, это выглядит как вертикальная стена :) Правда, такой кусок длиной метров 300, потом выполаживание. Принципиально не так уж и сложно для опытного катальщика.
В Коломьоне и Мелезете почти все содрано до льда, местами есть земля и камни. Я продрал скользяк до основы и чуть кант не вырвал.
И очень много детей и начинающих, ездящих змейкой за инструктором. Часть склонов отдана спортшколам.
Такое впечатление, что вся Бардонеккья тусуется в Коломьоне.
Такое количество катальщиков разных мастей, от детей до спортсменов, я давно не видел в Альпах.
Jafferau
Жоффре понравился больше.
На фото - кабинка Jafferau, забрасывающая из Бардонеккьи-1300 на 1937 м до Бардонекьи-2000. Это единственный в регионе подъемник такого типа. Фактически это визитная карточка курорта.
Кабинка, но в солнечный день. Как же красиво!
Потом пересадка на двухкреселку Frejusia-Plateau, забрасывающую на 2244 м. С нее очень хорошо уйти на трассу Gran Pista, маркированную синим. Широкая и скоростная, то что нужно для разминки. Есть 2-3 крутячка. В середине Gran Pista есть левый траверс на трассу Primavera. Попроще, выводит к отелю Jafferau и верхней станции кабинки.
На верхнюю часть Жоффре, к трассам 32-33-34 (Belcotte, Issard, Roccia Nera) на 2694, идет двухкреселка Ban довольно старой модели (не притормаживает и бьет по ногам) или длиннющий бугель Joffre, забрасывающий к трассе 35 (Gialla и Grand Combe) на 2650 м. Gialla хороша - сверху широченные поля, потом переход на более крутые и леденистые участки.
На фото нижняя станция Ban'а.
На фото - верхи Жоффре, трасса 33 (Belcotte). Снимок плохо передает уклон.
Roccia Nera маркирована синим... Мда, такой характерный волнистый рельеф. Есть в конце волшебная кочка, которая норовит выбросить в заднее сальто. На ней падали через одного :)
Верхняя станция Ban'а.
Снега довольно много, но трассы готовятся намного хуже, чем, например, во Франции. Запросто можно на скорости поймать ступеньку от проходов ратрака.
Итальянскую креативность в вопросах подготовки трасс лыжебордическая общественность тоже отмечала. После ночного небольшого снегопада одним из первых вылетаю сходу на Issard, а она вообще не ратрачена. Слаломные лыжи мгновенно утонули, радикальная задняя не очень спасла :)
На фото выкат с Issard, но отратраченой.
Это не подготовленный склон.
Турфирма и апарт-отель
Впервые ездили через оператора "Данко". В этот регион "Данко" и сам впервые отправлял российских лыжебордеров.
Поехали мы от турфирмы Данко впервые.
Попутно выяснилось, что чаще всего они отдают документы прямо в аэропорту. "Родной" аэропорт для них - Домодедово, а потому в секторе С у них своя фирменная стойка.
Мы приехали за 3 часа до вылета. Нашли стойку. На ней был прилеплен листок А4 с контактным номером. Но набирать номер не пришлось - ребята с соседних стоек спросили, что нам нужно и стали искать наши документы у себя. Ладно. Но документы нашли с какой-то прилепленной бумажкой, что документов, дескать, не полный пакет. И что типа, вероятней всего, часть документов нам должны были выдать в офисе.
Угу. Особенно это красиво звучало на фоне того, как я целый день упрашивала нашего менеджера так и поступить,
а она на это не согласилась. Одновременно со мной нарисовалась еще пара туристов, летящих через Данко.
И она потребовала свои документы. И получила. Поэтому и я стала более настойчивой.
Пожав плечами, мне их выдали. Я стала изучать содержимое. И снова как в том самом злополучном спектакле Фигаро - чего-то не хватает, причем самого главного, но чего - сразу не поняла. А когда поняла, похолодела до глубины души и сердце в пятках оказалось. Не было в документах ни одного из пяти наших загранпаспортов.
Поэтому на вопрос - Все ли в порядке? - я цинично и холодно ответила, что совсем все не в порядке, потому как загранпаспорта отсутствуют как класс. Те парни в ответ стали лихорадочно шерстить у себя за стойкой. И, о чудо! выудили еще один фирменный Данковский конвертик. Толстенький. С пятью паспортами. И с отдельными документами на нашего пятого. Уф.
Самый большой косяк поездки - некорректная информация об отеле.
Вернее так.
Сам апарт-отель Чанфуран просто отличный: классическое альпийское шале на горе, стеклянная стена с видом на Альпы, огромный двухэтажный номер, потрясающе вкусная еда в ресторане, очень-очень доброжелательный персонал.
На фото второй этаж номера. Практически в таком мы жили в Мерибеле.
Чанфуран расположен в 4 км от Бардонеккьи на склоне горы. Ниже метров на 30, если по прямой, по склону находится апарт-отель Глейзе.
Что Чанфуран, что Глейзе - это комплексы из нескольких отдельно стоящих шале. 2 бара-ресторана. И все. Никаких магазинчиков нет - все только внизу, в самой Бардонеккье-1300. Рядом с Глейзе, прямо около местной церквушки, находится конечная остановка местного автобуса.
Общались или на английском (спасибо Наташе и Егору) или на англо-франко-итальянском :)
День на третий вполне сносно стали говорить "граци", "скузи", "нон иль каписко", "соло россо", "перфаворе", "но парло итальяно", "иль конто перфаворе" :) И, разумеется, "бонджорно", "арриведерчи", "чин-чин" :)
На фото - утренний вид с балкона номера.
Как апофеоз - у нас приезжие итальянцы стали справшивать на улице и горе куда и как проехать-пройти... Я в витрину на себя смотрел - стал ли похож на корЕнного итальянца или спагетти из ушей торчат :) А вообще-то я всегда был неравнодушен к этой стране. Но как быстро говорят! Мамма миа!
В автобусе представительница Данко с нами проехала, но не до конца.
Сначала она сверила по спискам туристов, что уже хорошо.
Потом раздала памятки всем туристам, что тоже хорошо.Потом предложила заказывать у нее ски-пассы со скидкой, причем деньги заранее надо было отдать.Так ски-пассы стоили 175 евро, а со скидкой 160 евро. Мы решили, что брать надо, но отдали лишь за залог 2 евро с человека и 6 евро за местную страховку.
Остальную часть договорились отдать на утро около здания ски-пассов.
А дальше была детективная история - весь вечер мы пытались дозвониться до этой представительницы,
чтобы предупредить, что в 8-45 мы никак не сможем оказаться на месте. В этом время только отправляется автобус вниз.
А утром мы банально не успели на автобус и Наташа с Егором договорились с Даниэлой с ресепшена,
что нас тот же микро-автобус спустит в город.
Только с опозданием на полчаса.
На площади мы обменяли деньги на ски-пассы, которые оказались совсем не именными (фотографии не нужны были).
Что дальше?
Мы выяснили, что на разных бумажках от турфирмы были указаны РАЗНЫЕ телефонные номера.
Ну откуда же можно было об этом догадаться, если она про это в автобусе ничего не сказала?
Поэтому мы решили не иметь ничего общего с этой представительницей.
Хозяин и шеф-повар лично нам приносил заказ. Ему наверное, тоже интересно было поглядеть на русских лыжебордеров :) А нам на него. Такая классика: полненький, в белом фартуке, разговорчивый и улыбчивый, чем-то похож на Кутуньо, в офигительных клетчатых портах с подтяжками!
Невероятно улыбчивые и контактные люди. Все очень добродушно и гостеприимно. Ага. С учетом того, что в этом отеле мы были первыми русскими туристами :) Конечно, хотелось оставить положительное впечатление. К сожалению, иногда приходилось осаживать наш великовозрастный детсад :(
На фото наше шале, номер на третьем этаже, под крышей слева - красота!
Но нигде, ни в каталоге, ни при оформлении поездки, не было сказано, что от отеля до подъемника минут 30-40 езды с пересадками. Никакого завленного ски-аута и бесплатного трансфера; до бесплатного ски-баса необходимо ехать на платном (1,5 евро) местном автобусе минут 15, который ходит раз в полтора-два часа. Первый рейс в 8:45, крайний в 17:35. До остановки идти пешком по дороге тоже минут 15. Индивидуальный трансфер обойдется в среднем в 100 евро в день (минимальное предложение - 70).
Итальянская специфика: почти все магазины работают с 9:00 до 14:00, потом сиеста до 16-16:30, и затем с 16:00 до 19:00. Из-за приязки к рейсу автобуса к отелю, катание приходилось заканчивать часа в три дня, чтобы успеть в супермаркет в Бардонеккье.
День на второй мы как-то приспособились к такой ситуации.
А в остальном - все хорошо :)
Из негатива - разношерстная, нескатанная компания и атмосфера студенческой общаги.Немного о технике
Брали две зеркалки с 18-200, 70-200, 17-40; компакты FujiFilm F200 EXR и Canon S95; видео Panasonic и Hero.
На экстрим-камеру снимал один раз, камера замерзла через 2 минуты.
Зеркалки на гору так и не доехали, снимали из номера. Все видео снято на Canon S95 в формате HD и немного на FujiFilm в стандартном качестве.
Фото: © Froggy; © AlpineDog
Спасибо за внимание и терпение. Отзывы можно оставить в гостевой.