Андрей Михальченков

Солнечный остров Альп Дюез

"Все очень просто - сказки обман
Солнечный остров скрылся в туман..."
© Машина Времени

0. На Pic Blanc (3330 м).

Франция-Альп Дюез

После Гудаури и Копаоника было устойчивое желание вернуться в Альпы. В этом сезоне желания совпали с возможностями. Мы рассматривали два варианта поездки: Les 2 Alps и Alpe d'Huez, там, где мы еще не побывали. Но в силу некоторых причин выбор остановился на Alpe d'Huez. На этот раз с нами поехала знакомая, Катерина, которая пару сезонов хотела к нам присоединиться для поездки в Большие Горы. Еще "на берегу", до решения организационных вопросов, объяснили наш modus operandi и условия проживания. Дело в том, что Катерина еще никогда не жила в отелях ниже 5*, а тем более в апартаментах и катается по сине-зеленому. Так что дух просвещенья подготовил ей немало чуднЫх открытий :) Тогда испуга не было. Но, забегая вперед, скажу, что такого количества злоключений с нами не случалось за крайние 10-15 лет поездок в Европу вообще и за 9 поездок во Французские Альпы.

Турпакет приобретали в небольшой компании Beau Rivage, которая оказалась агентом PAC Group. Тут вообще случилась забавная путаница, но это совсем другая история. Так что в итоге все документы оформлены от PAC, хотя смотрели предложения и других операторов. Основной критерий выбора отеля был традиционным: максимально близко к подъемникам. В Alpe d'Huez вообще сложно со ski in - ski out, а звездочные отели вообще расположенены очень неудобно и далеко о подъемников, но близко к торговым центрам. Чтобы от них добраться до канаток, нужно воспользоваться бесплатным автобусом, смешными такими горизонтальными креселками или индивидуальным трансфером. Забавно, но маршруты шаттлов называются разными ягодами.
Второй критерий выбора - цена. Заниматься поездкой начали в сентябре, но уже тогда почти все было забронировано и только по запросу. Еще не началась волна массовых отказов из-за курса евро...
Выбор пал на апарт-отель Melezet. По карте от него до подъемника было метров 50. Но его принимающая сторона не подтвердила и мы остановились на соседнем Christiania Residence 3* агентства Odalys. В отелях этого агентства мы еще не жили. Все Maeva или Piere&Vacances.

Летели авиакомпанией Ямал чартером до Гренобля. Вылет из Домодедово в 16:10. Вес багажа суммировался, так что никакого перевеса не было. Но на обратном пути Домодедово устроило свое фирменное шоу: получение багажа заняло почти 2 часа. Умудрились смешать несколько рейсов, да еще чемоданы запустить по одному транспортеру, а лыжи по другому. И все без объявлений. Так что уставший народ метался толпами по залу.
Чартер, как всегда, задержали на 1 час 40 минут. Лета 4 часа. Обратно летели 3 часа 15 минут. По ветру, наверное.

Гренобль встретил дождем и температурой +15. Снега нет. Сразу вспомнили 2012 год, когда уже и в Гренобле было полно снега.
Довольно долго получали багаж и лыжи. Из встречающих турфирм был только PAC. Нас нашли в списках, отметили. На вопрос о номере автобуса девочка в жилете PAC Group неожиданно отвечает, что не знает. Надо ждать и она нас проводит. Никакой традиционной информации в фирменных конвертах не выдается.
А потом выясняется, что такие конвертики предназначены только для группы, которая направляется в Les Arcs. И вообще у PAC Group нет и никогда не было своего представителя в Les 2 Alps и Alpe d'Huez и все вопросы надо решать самостоятельно или с принимающей стороной. Телефон указан в ваучере. Народ побухтел и мы поехали. Сопровождал только водитель автобуса, хотя PAC в своей рекламе утверждает, что у них собственные представители на всех альпийских курортах Франции.

А тут еще проливной дождь не прекращается.
На полпути высадили компанию, которая ехела в Les 2 Alps.
Дальше начался развоз по отелям уже в Alpe d'Huez. После третьего отеля мы остались в салоне одни. Смотрю, водила выгружает наши вещи на середину дороги под дождь. Я ему: "а где Christiania Residence?" А в ответ: "Stop ici!" Типа дальше не еду. Рита из салона видит это и показывает водиле наш ваучер на трансфер. Тот уныло предлагает грузить вещи обратно.
И тут выясняется, что этот водитель трансфера не знает города. Совсем. Мы минут 40 кружим по ночному городу, водитель у кого-то по телефону выясняет дорогу. Нарезаем 3-4 круга. Время уже около полуночи по местному. Идет сильный дождь.
Наконец, останавливаемся. Водила показывает рукой и говорит "Вот ваша Christiania". Мы радостно выгружаемся и тащим барахло в обледенелую горку к отелю. Дождь не прекращается. и это на высоте 1850 м.
Это было серьезной ошибкой.
Подойдя к темному отелю с ужасом читаем название: Christina.
А водила, увидев, что мы подошли к отелю, тем временем уезжает.
Мы в легком ступоре. У не нашего отеля нет никакого козырька и мы продолжаем мокнуть.
Пробуем следовать совету и звоним по телефону, указанному в ваучере. Там автоответчик на французском. Тупим несколько минут.
Нас откровенно бросили, ночью, под дождем в совершенно незнакомом городе в другой стране.
Из отеля выходит человек и интересуется, что случилось. Кое-как объясняем на ломаных французском и английском. Человек говорит, что наш отель на другом конце города. Транспорт, естественно, не ходит, уже первый час ночи, такси нет как класса. Городок-то маленький. Но мы тогда этого еще не знали.
Около отеля стоит машина. Пытаемся просить, чтобы нас за деньги отвезли к нашему отелю. Получаем отказ. Человек уходит внутрь и гасит все освещение. Все. Жопа.

Еще немного потупив от растерянности, решаем спуститься ниже. К отелю, у которго хотя бы навес около входа есть. Отель называется Le Dome.

1. Около отеля Le Dome в полночь.

Франция-Альп Дюез

Начинаем звонить в Москву, в Beau Rivage, Галине Середневой, у которой покупали тур, и в круглосточную поддержку pac24. А в Москве уже третий час ночи...
Первой отвечает Галина. Но ничего сделать не может, и сама будет звонить в pac24. Мы уже начинаем звонить со всех телефонов и по всем телефонам.
Дождь не прекращается, коньяк уже не помогает...
Раза с 8 отзывается сонная служба pac24. Объясняем, что у нас форс-мажор, нас высадили ночью под дождем не у того отеля... Девочка тупо предлагает взять такси. PAC все компенсирует. Она не знает, что в Alpe d'Huez нет такси и в первом часу ночи автобусы не ходят. После весьма долгих переговоров (в роуминге, заметьте) обещает помочь и по результату перезвонить.
Ждем. Дождь не прекращается...
Минут через 15 наше терпение заканчивается. Начинаем снова одновременно со всех телефонов звонить в Москву. Больше не куда.
После всех объяснений поддержка говорит, что за нами вышлют дополнительный бесплатный трансфер. Еще бы и за него платить! Скажите, где вы сейчас стоите. Говорим, около отеля Le Dome. Ну, типа хорошо, ждите, через несколько минут перезвоним.
Дождь не прекращается...
Проходит еще минут 15-20. Никто не звонит. Я достаю планшет, в котором есть карта Alpe d'Huez. Смотрим, и действительно наш отель Christiania и район Bergers расположен в противоположном конце города.
Мимо нас проезжает полицейский патруль. Катерина идет к ним с просьбой показать дорогу или подвезти. Полицаи дают карту с нарисованным маршрутом до нашего отеля.

1. Карта Alpe d'Huez с рукописными пометками полиции. 1 - наш отель Chrisriania, 2 - отель Christina, где нас высадили из автобуса. Циферки, разумеется, я нарисовал. На оригинальной карте маршрут накарябан шариковой ручкой.

Франция-Альп Дюез

Наши переговоры привлекают внимание то-ли владелицы, то-ли ночного администратора отеля Le Dome, выгуливающей собаку. Спрашивает, что случилось. Узнав, показывает приблизительно направление и обращается к очередному патрулю с просьбой нас довезти до места. Уже и местная полиция готова нам помочь.
В этот момент объявляется pac24 с информацией, то за нами выехала машина, стойте, где стоите, ключи от номера будут у водителя. Ждать минут 15-20. Любезно отказываемся от услуг полиции.
Дождь не прекращается... Коньяк.., сами понимаете ;)
Через указанное время никакой машины нет. Снова звоним в pac24. Там каждый раз отвечают разные люди. Утверждают, что машина за нами послана.
Еще минут через 15 приезжает минивен. Уф. Вроде спасены.
Ага. Щазз. У водилы нет никакого ключа. Решаем не дергаться а на месте уже с ключом разбираться.
Грузимся, едем. И тут выясняется, что и этот водитель не знает города!
Мы уже смеемся.
Трижды проезжаем мимо отеля Le Dome. Катаемся еше 28 минут. Я специально смотрел на часы. Водитель снова с кем-то советуется по телефону...
Наконец не выдерживаем и даем ему еще в Москве распечатанную карту. Тыкаем пальцем, куда нам нужно.
Еще немного кружим по ночному городу и останавливаемся около какого-то шумного бара с названием Cafe Tiger. Водилка просит нас подождать в салоне, он пойдет у кого-то дорогу спросить.
Возвращается через нескольтко минут. И, о счастье, наш отель - это соседнее здание! Теперь мы ученые, Катерина остается в салоне, мы с Ритой идем на разведку.
Да, это Christiania. На ресепшн бумажка с нашими фамилиями. Номер 010. Идем за вещами.
Номер оказывается открыт, два комплекта ключей на столе, белье в номере. Ура! Мы в отеле.
На улице не прекращается дождь.
Вся история с поселением заняла более 2 часов времени и немеряно денег на переговоры.

Номер стандартный для Франции, 2 комнаты с тремя окнами, кухня. Очень похожая планировка была у нас в Шамони.
Утром следующего дня официально зарегистрировались в отеле и карточкой оплатили туристический сбор. Депозит в 300 евро не блокировали, только переписали данные с карты. Заявленного wi-fi не было. Даже на ресепш. Поговорив с администратором, стало понятно, что он есть, но ооочень медленный. И за дополнительные деньги. По карте. В округе сетей находится полно но, несмотря на то, что почти все free, ни к одной не удалось законнектиться. По словам того-же администратора, приличный канал в местном офисе по туризму. В принципе, не так он и нужен. Хотя уже привыкли, что это есть практически везде по умолчанию. Не было заявленного сейфа. От телевизора на стене только следы крепленния. Так что о причинах появления на горе толп альпийских стрелков после 7-го января, узнали только в Гренобле, при вылете :(

2. Апарт-отель Chrisriania расположен в районе Bergers в сотне метров от главной поляны.

Франция-Альп Дюез

3. Вид с балкончика на ближайший подъемник в сторону Signal de l'Homme (2176 м).

4. Апарт-отель Chrisriania.

5. Главный вход.

6. Из окна утром.

7. Из окна вечером.

8. Лыжная комната. Но мы ей не пользовались - очень сыро. Да и ключи принесли только на третий день.

Франция-Альп Дюез

9. Те самые горизонтальные креселки, связывающие разные районы городка.

10. Наш придворный подъемник Marmotte-1. Забрасывает с 1850 на 2100.

11. На поляне расположен коммерческий центр района Bergers. Все там: продажа ски-пассов, магазины спортинвентаря, бары, прокат, медицинский центр, сувенирные лавки, пекарня, супермаркет.

Франция-Альп Дюез

12. Покупаем ски-пассы и местную лыжную страховку, берем карты склонов.

13. Супермаркет. Евроцены на продукты практически не изменились за 3 года. Традиционная точка сравнения: 1,5-литровая бутылка воды 0,5-0,7 евро, банка пива 1,7-2,7 евро, булочки с шоколадом 1,2 евро за 10 штук в упаковке. Средний чек на троих по продуктам 25 евро.

Еще в Alpe d'Huez есть очень интересный объект. Собор Notre-Dame des Neiges. Когда смотрел в Сети различные отчеты, то практически ни в одном этот собор не упоминается. А это весьма любопытное сооружение. Ни на что не похожая архитектура, внутри напоминающая головной убор католического священника. Необычный орган, сделанный в форме открытой ладони. Конечно, все кадры сделаны вечером. И мы попали на концерт органной музыки, организованный местной общиной. Играл маэстро Алессандро Бьянчи (Италия). Была и духовная музыка и светская. Гершвин на органе звучит невероятно. Но Паганини! На органе... В джазовой интерпретации... Это вообще что-то невообразимое! А после концерта был фуршет, на котором я набрался наглости, поблагодарил и познакомился с маэстро :) Есть видео запись некоторых вещей, сделанная Ритой и Катериной на айфончег. Вообще было забавно видеть на концерте в соборе полный зал людей в горнолыжных одеждах.

14. Собор Notre-Dame des Neiges.

Франция-Альп Дюез

15. Собор Notre-Dame des Neiges.

16. Орган Собора Notre-Dame des Neiges.

А потом гуляли по городу, рассматривали красочные витрины, закупались сувенирами и деликатесами. Нужно иметь ввиду, что на центральной улице все дороже на 2-5 евро. Для примера, покупали красивые такие банки с шоколадными конфетами. В центре городка 12 евро, в придворных сувенирных лавках 9 евро, в супермаркете 7 евро. Но все так красиво оформлено, что хочешь-не хочешь, а зайдешь и что-нибудь купишь ;)

17. Витрины Alpe d'Huez.

18. Витрины Alpe d'Huez.

19. Витрины Alpe d'Huez.

20. Витрины Alpe d'Huez.

Франция-Альп Дюез

Еще один интересный объект - Ледяной грот на высоте 2700 м. В таких мы были в Тине, Арках, Плани. В гроте еще ведутся работы, не все скульптуры готовы, но посетителей пускают. За 5 евро :) В этом году тема скульптур - подводный мир.

21. Grotte de glace.

22. Grotte de glace.

23. Grotte de glace.

24. Grotte de glace.

25. Grotte de glace.

Франция-Альп Дюез

Как я писал в начале опуса, с нами происходили всякие злоключения. Косяк с поселением оказался не самым неприятным. В первый же день катания, около горного ресторанчика на высоте 2100 м, у Катерины украли одну лыжу. Это не опечатка. Именно одну лыжу. И в пару к новенькой Fischer Progressor 800 поставили убитую в хлам, одну из первых моделей Fischer super race SC. При этом на лицевой стороне был именно super race. Заявление и разговоры с админитрацией ресторана ничего не дали. Разговоры с лыжным патрулем тоже. Ну у этих в этот день и без того забот было полно - очень много поломанных эвакуировали с горы. В ресторане оставили номер телефона и адрес отеля. Но до конца нашего пребывания, разумеется, никто не позвонил. Катерина каталась на прокатных лыжах (70 евро за 5 дней).
А вообще, зачем такое было сделано, остается полной загадкой.

26. Вот этот ресторан.

Франция-Альп Дюез

27. А вот эти злосчастные лыжи. Все-таки решили мы их взять, чтобы окончательно не радовать злодея. Лыжи совершенно разные и по окраске и по динамике. Если это был слепой, то проехав пару метров сразу почувствовал бы разницу. Или надеялись, что и эту пару оставят около ресторана. Тогда у злоумышленника появится сразу две пары лыж.

Долго ли, коротко ли, но мой опус приближается к главному - к катанию ;)
Снова беда со снегом. Крайний снегопад был в конце декабря. Нам показывали фото от 27-го числа. Снега метра полтора. Но потом яркое солнце и безоблачное небо. Само по себе это здорово. Так еще и дожди прошли и смыли часть снега. А то, что осталось, превратилось в лед. Маркированные трассы, конечно еженочно ратрачили. Но вельвет сущестовал часов до 11. Потом это были ледяные поля. Но катать было можно. И даже местами неплохо. Немного лучше было с трассами, где были снежные пушки. Это чуть более 50% от всех маркированных трасс. Но и это особо не помогало. Температура выше нуля и солнце. Особенно убитые склоны немного подпыляли, растаскивая кучки искусственного снега ратраками.
На одном из склонов на Signal de l'Homme (2176 м) можно было попасть на ТАКОЕ (см. ниже). На этой горе нет пушек.

28. На одном из склонов на Signal de l'Homme (2176 м).

Франция-Альп Дюез

29. Там, где было искусственное оснежение, картина была такая. Это один из склонов в Auris en Oisans (1600 м) .

30. И вообще, в Auris en Oisans (1600 м), было самое приятное катание. Да, эта смежная область находится на отшибе. Такой дальний кордон. Но там около десятка шале, 7 подготовленных трасс и 5 человек на склоне одновременно. Именно на этих склонах мы больше всего снимались на фото и фидео.

31.

32.

33. В Alpe d'Huez две основные поляны. Одна в районе Bergers, вторая у подножия Signal (2115 м.) Это в прямом смысле "долина чайников". Огромное количество учебных групп.

34. С этой же поляны начинается подъем на кабинах сначала на 2100 м (там можно выходить), затем на 2700 м. К Гроту и вагону на Pic Blanc (3330 м).

Франция-Альп Дюез

35. 2700 м. Нижняя станция вагона на Pic Blanc (3330 м).

36. 3330 м. Верхняя станция вагона на Pic Blanc (3330 м).

37. На 3330 есть обзорная площадка, с которой, как говорят , видно пятую часть Франции. Ну и к примеру, Мон Блан. Там такая карта есть. С указателями.

Франция-Альп Дюез

38. С Pic Blanc ведут несколько весьма сложных трасс. Здесь начинаются легендарная Sarenne, которая считается самой длинной маркированной трассой в Европе: 16 км. Не путать с более легендарной Белой Долиной (22 км) в Шамони - она не маркирована. Один их самых сложных участков - первые метров 200. А с учетом обледенелости склона... Ну, сами понимаете ;) Но и дальше не так просто, как многие говорят. Много довольно узких мест и этаких торчков. Начинающим настоятельно не рекомендую соваться. Впрочем, если много снега, то и не так было бы сложно там выживать.

39. Справа этот самый участок. Вроде и не так круто со стороны :) Налево уходят трассы Glasier и Chateau noire. Очень на любителей.

40. Еще одной достопримечательностью Alpe d'Huez является не менее легендарная трасса Tunnel. На ней снимался один из эпизодов о Джеймсе Бонде. Я специально смотрел ролики, как народ там корячится. Это трэш какой-то. Еще в Москве решили туда не соваться. Впрочем, она была закрыта из-за малого количества снега. Хотя нескольких камикадзе мы там видели с подъемника. На фото выход из тоннеля и первые метров 100. Снято через стекло вагона. Стрелкой обозначен выход из скального тоннеля.

Франция-Альп Дюез

41. Еще одно интересное место - Oz en Oisans (1350 м). Туда ведет сине-красная трасса poutran, наверх - одноименный подъемкик. Я скажу так, что французы тут явно подшутили. Местами на ней и Sarenne и Face Bellevard (Val d'Iser) просто отдыхают. Какая сине-красная?! Двойная черная! Не меньше. На фото Oz en Oisans (1350 м).

42. На этом склоне вот такие предупреждения. Думаю, без комментариев.

На этом участке я прилично убрался. Под ботинок внешней лыжи попал ледяной комок размером в кулак. Естественно, срыв канта, уход на внутреннюю и падение на правый бок. А там такой уклон и сплошной лед, что я не мог остановиться метров 15-20. Так и ехал на правом боку. После остановки пришлось карабкаться на обочину для того, чтобы просто зафиксироваться и хотя бы лыжи отстегнуть. На склоне просто лед. Так что орган, отвечающий за поиск приключений, точнее, его правая часть, таки их нашел. Сейчас там здоровеный синяк :) Хуже, что ударился спиной. Как назло, именно в этот день, из-за жары, не надевал защиту :(

43. Кабины Poutran.

44. Вид на Alpe d'Huez с 2100.

45. Вид на Alpe d'Huez с 2700.

Франция-Альп Дюез

46. Вид на Alpe d'Huez с Signal de l'Homme (2176 м).

47. Как всегда, мы брали с собой всякие гаджеты. GPS-ресиверы, тренировочные компьютеры. Это помимо фото-видео техники. Треки писались с помощью GPS-ресивера Canon GP-E2.
Трек прохождения трассы Sarenne.

Франция-Альп Дюез

Профиль прохождения трасс Sarenne и Poutran.

48. Мониторинг физического состояния проводился с помощью спортивного компьютера Suunto Quest, сопряженного с кардиодатчиком.
Обработка, анализ и визуализация результатов: программный комплекс Movescount, разработка Suunto.
Экран с обработанными данными при прохождении трассы Sarenne. Конечно, это полный день. С топтанием по гроту. Не ехали мы с Ритой почти 6 часов по одной трассе ;)