Андрей Михальченков

Армения. Цахкадзор - 2010


"Я сюда еще вернусь...
Мне бы только выбрать день..."
Машина Времени

Этот отчет я пишу, несколько отойдя от принятой мной манеры в крайние годы просто опубликовать в блоге или на сайте несколько фото с минимумом комментариев и не столько для читателей, сколько для восстановления в памяти весьма и весьма приятного путешествия и событий, ему предшествующих.
У Риты, возможно, будет несколько иное видение событий, но в том, что все было на 200% отлично, мы сходимся во мнениях.

Мы не ожидали увидеть такое в Армении!

А раз практически все переговоры вел я и вел традиционный путевой дневник, то мне и мышь в руки :)
Никто не заставляет осиливать все...

Как все начиналось (много букв)

В этом сезоне по многим причинам наш выезд в Большие Горы планировался с учетом некоторых критериев: новые горы/страна, безвизово, бюджетно и пакетно. А из-за того, что в нашей команде появился человек, впервые в этом сезоне вставший на доску, да еще впервые выезжающий в горы... Сами понимаете, выбор оказался весьма непростым.

Приэльбрусье и Кироффск на рассматривались принципиально. И попрошу адептов этих мест тут не кричать и не метать проклятья.

А стали мы смотреть в сторону вот чего: Турция, Черногория, Казахстан, Армения, Ливан, Киргизия, Украина, российские курорты Урала и Поволжья типа Красной Глинки в Самаре.

И начало выясняться, что российские горнолыжные станции-курорты типа Абзакова и операторы практически на 100% не дают полного пакета. По путевке-договору оформляется жилье-страховка, а уж до точки ты добираешься сам как сможешь. Или дают пакет, но это уже считается индивидуальный тур с соответствующей негуманной ценой.
В таком ключе ответили Мегаполюс, ВКО, Джет, Монтенегро Тур, Натали Тур, Буковель. То есть практически все ведущие, кто может отправить в эти станы.
Цены в Турции от Тэза оказались вполне сравнимыми с французскими и австрийскими. Да и страна и люди нам не очень понравились летом 2009 года.
Эрцога и Азюра (Адреналин + Альпиндустрия) такие вопросы явно ставили в тупик. Да и нас это не устраивало.

В таком маркетинге и морща мозг, дотянули до Салуна.

Там-то все и началось.

Потолкавшись, набрели на стенд компании Prime Tours из Ливана и мило пообщались с владелицей компании Фаиной Сассине. Но наша молодежь явно испугалась ехать в Ливан - там же стреляют!
А по соседству на скромном стенде обосновалась компания SNB Tours во главе с ее директором Андреем Маловым. Тут-то мы и зависли довольно надолго.
Предложение по Армении и Цахкадзору нашу команду устроило больше всего.

Решение было практически принято - в этом сезоне поедем в Цахкадзор, Малый Кавказ - Армения. Но компания была для нас неизвестной. Да и страна тоже, несмотря на всю легендарность Армении.
Позже нам дали прекрасные рекомендации по SNB Tours. Забегая вперед, скажу, что они подтвердились на 300% и мы сами теперь рекомендуем эту компанию катающимся друзьям и знакомым.

А вот сбор информации по Цахкадзору поначалу не то что бы не радовал, но местами повергал в уныниие. Все настолько противоречиво. От восторга до полного негатива. И подъемники отстой из пошлого века, и кормят погано, и даже армянского коняку с шашлыком не найти, и трассы не готовят, и страна - совок...
В общем, тогда мы реально замандражировали. И фестовский "Автоответчик" пересматривали уже совсем другими глазами :)

Зато теперь смело говорим - камрады, поезжайте в Цахкадзор! Не пожалеете!

Итак, все формальности по получению е-тикетов в S7, страховок, памяток, путевок и проч заняло часа 3 чистого времени, 2 письма и 2 уточняющих звонка Андрею. Это без звонков с назначением встреч, дороги до точки рандеву... Опреативнось работы порадовала.

В двадцатых числах декабря все было готово: таинственная Армения, Цахкадзор. Terra incognita. Февраль 2010 года. Отель Альва 4*, на горе, на высоте 2000 м. Два двухкомнатных номера с завтраками. Все трансферы и налоги включены. Е-билеты были уже на руках. За все про все - 24 000 рублей России с носа.

Это все была присказка, а вот теперь начинается истинная правда :)

Цахкадзор - 2010

Перевеса не было - баул потянул на 27кг, чехол на 21. Лимит 30 на место.
13 ряд, 13 место, 13 гейт... Рейс регулярный.


На паспортном контроле в Домодедово тетенька повеселила строгим вопросом о цели поездки в Ереван и Армению. На мой ответ - на лыжах кататься - сделала круглые глаза, а что там катаются на лыжах?! Посмеялись вместе.

Вылет без задержки. Лета до Еревана почти 3 часа. Это оказалось связано с тем, что российские самолеты летят огородами через Турцию, а армянские - через Грузию и так ближе. Для российских самолетов воздух Грузии закрыт.

Ереван нас встретил снегом!

По прилету, кстати выходили через 13 гейт, очень быстро получили багаж и лыжи. На выходе встретил Миша и Артур. Немного подождали еще двоих, Лешу и Лену, и погрузились в минивэн Форд.
По дороге весело трепались обо всем. О том, как Миша учил президента Армении кататься, и как Саакашвили тут бывал, и на каких лыжах сам Миша ездит, и о многом другом.
Проехали мимо заводов "Ной" и "Арарат", мимо ереванского водохранилища... Кстати, про сорт коньяка "Великая долина", вроде как ереванского завода, тут не слышали вообще. Вот так. Правда, мы позже выяснили, что это совместное предприятие вроде как с Кипром.

А в целом, Ереван пробил на советскую ностальгию :) Стараются, молодцы, но многое еще по-советски.

И смотрели на приближающиеся горы.

Но приключения начались еще по дороге - Форд сломался и мы ждали 20 минут другую машину. Все равно быстро. Во Франции мы пару часов куковали на дороге под дождем. Если не истерить и относиться философски, то просто примите это за маленькое приключение :)

В Цахкадзор приехали затемно. Проехали мимо освещенной тюбинговой трассы с нехилым таким уклоном.

В Цахкадзоре сразу просто оглушила тишина... И близкие звезды над головой. Великолепный Орион во всей красе. И воздух.

Прошли в офис Цахкадзор Трэвел. Такой маленький щитовой домик с вывеской у дороги.


офис Цахкадзор Трэвэл

А там лыжи и доски у печки стоят :)
И нехитрый стол уже накрыт, и нас угощают местным коньячком Mane :) За встречу. Душевно!

За вводным инструктажом и разговорами отдаем деньги за ски-пассы, по 135 долларов за 7 дней. Это 49 000 + 1 000 залога в местных рублях-драмах.
Оказывается, такая цена при безлимите только для туристов Цахкадзор Трэвел. Всем остальным ски-пассы с ограниченными подъемами и дороже. Ни в одном отчете об этом не упоминается. Но это себя оправдало - все дни катались.
Миша, явно бывший спортсмен и сказал, что на горе будет за всеми следить и смотреть кто на что способен :) Снова, забегая вперед, скажу, что мы его не подвели :)

Про обмен валюты.
Рубли не очень котируются. Вечером и выходные банки не работают. В ресторане Альвы охотно возьмут доллары в оплату, но по чуть мене выгодному курсу. Рубли не возьмут вообще. Евро тоже не очень охотно берут. Обменять доллары можно на ресепшн отеля.

Ски-пассы и паспорта Миша доставит завтра к завтраку. Ски-пассы именные и надо было отдать паспорта. Да еще регистрация в отеле. Все это на себя взяла Цахкадзор Трэвэл.

Едем в Альву. Крутоватый подъем. Фото сделаны на следующее утро, потому что уже была полная темень. Внешне - ничего особенного, турбаза времен юности...


наш корпус и номер №4


ресторан


коттеджи и стоянка


соседний корпус


вид на Альву с трассы №10


фото этого импровизированного ратрака уже бродит по сети :)

Пока выгружаемся, Миша уже ведет служащую отеля, которая нас провожает до номера.

Номер... Мы все не ожидали, что настолько хорошо.
Сдвоенный номер из двух комнат каждый блок. Общая прихожая, она-же ски-рум. Большие свободные и светлые комнаты. Телевизоры в каждом холле, панели Тошиба. Есть русские каналы. Столы и мягкая мебель. Сэйф с возможностью установить свой код, душ-туалет, горячая вода. Есть фен и даже тапочки! В номере очень тепло и сухо, одеяла какой-то немеряной толщины и теплоты. Во Франции, например, в такой номер затолкают человек 6-8 да еще в два яруса.


спальня


душ-туалет


ски-рум в прихожей

Путь к ресторану - уклон еще тот. Получается, что от двери не проехать - очень скользко, просто лед, или чищенный асфальт. Но в принципе, ski in может быть. Ski out - уж больно вверх круто толкаться!

Персоналу ресторана и бара Альвы хочется особо выразить нашу благодарность!
Кормят, то, что можно назвать, на убой. Завтраки простые, но очень сытные. В принципе, хватало, что бы до 4-5 часов без подзарядки катать. И катать в режиме нон-стоп. Но про это позже :) Потерпите.
На ужин можно заказать по карте и местные и стандартные, так сказать, блюда. А можно и сделать персональный заказ. Все приготовят. Вернее так, почти все. Я хочу сказать, что если закажете фуа-гра или акульи плавники, то вряд ли получите :) Но забытая с детства детей, манная кашка по утрам - оттягивает!
Разумеется, перепробовали все, разве что стерлядь не стали заказывать. Реально это есть в штатном меню, но заказывать надо за сутки. Видимо, ходят ловить :)

А так, будьте любезны:


местное гранатовое вино. Лучшие рекомендации, тут несколько сортов такого вина.


шашлычок-машлычок и зелень-мелень


домашние соленья


местные сыры. Есть сыр лори :)


борщец. Очень вкуусный!


цыпленок


интерьер гостиничного ресторана. Приглушенный свет, правильная музыка...

И еще есть много всяких вкусностей: спас, форель, долма разных видов, хаш...
Недурно и местное пиво Киликия и Котайк. Да что перечислять-то?! Поезжайте, пробуйте!
И кто это там на ски.ру и РАСКе голосил, что не получил местных блюд и вин?!
Кстати, дресс-кода нет. На завтрак разрешено приходить уже в боевой одежке, оставив снарягу у входа.

На радостях назаказывали вина, домашних солений, местных сыров, зелени и, разумеется, шашлык. Но... Не рассчитали размер порций и все не осилили :)
А гранатовое вино это вещь! В Москве такого не найти.
От заведения поднесли еще коньячку! Но совершенно другого сорта.

И такая дребедень - каждый день!

А теперь - о главном!

Подъемники, трассы

Чтобы попасть на трассы из Альвы, нужно пройти метров 20-30 по дорожке и проехать по вот такому мостику через ручей.


мостик к склонам

Соответственно, обратно по нему же. Только нужно не проскочить указатель на трассе №1.


указатель на трассе №1

Я потом стоял как маяк для ребят.

В Цахкадзоре трассы есть!

Есть раздолье для карверов! И снега было метра 2! И склоны отлично ратрачены. Катание от почти 3 000 метров (вершина Тегениса, третья очередь) до 1950-2000 (низы первой очереди). Альва стоит на 2000 метров. Это выше Валь дИзера и Арок.
Максимальный непрерывный спуск около 6 км (с верхов третьей до низа), средняя длина трассы что-то около 2-2,5 км. Катание практически в режиме нон-стоп: отдышался несколько секунд внизу и снова на подъемник. В день 10-15 подъемов. С фанатизмом. Очередей мы не видели. Считайте сами дневной пробег.


две нитки первой очереди.
Эти просеки на горе практически визитная карточка Цахкадзора

Есть нюанс - подъемники довольно медленные, с транспортерами, но без накопителей. Но это так, к сведению.
Приезжал покататься г-н Кочарян, экс-президент страны. Никто гору не закрывал и вселенский кипеш не устраивал.
Чуть-чуть не повезло с погодой - не все дни были солнечные. Но это не заказывают.


схема трасс станции Цахкадзор. Увеличенную схему смотрите на официальных сайтах

После этого мостика и проезда по небольшому подлеску, ну практически фрирайд, выскакиваешь на выкат трассы №1 и на центральную площадь.
Трасса №1 это просто песня какая-то! Верхи очень пологие, после левого поворота начинается уклончик, сразу переходящий в скоростной правый поворот. И потом - по газам! Самое интересное на трассе в тени и иногда бывает немного жестковато. Попадаются скитуринги.


центральная площадь

На центральной площади комплекса расположены кассы, две креселки LEITNER первой (четырехкреселка) и пятой (двухкреселка) очередей, сетевая кафушка Tiffosi, биржа инструкторов, постоянно дежурящая карета скорой помощи, сувенирный ларек, прокат, хранилища и что-то вроде эстрады с прибитыми лыжами.


утро воскресенья. Инструкторы и "толпа на подъемник"


карета скорой помощи

И вообще, в Цазкадзоре не видели ни одного бугеля. Точнее, только в лягушатнике на площадке между первой и второй очередью.

Все подъемники всех пяти очередей производства LEITNER с транспортерами. Очередей нет как класса.

В выходные, может и собирается человек 20-30 около подъемника. Но из них 5-7 инструкторов, с десяток катальщиков, остальные сочуствующие и горнопляжники.

Армяне мудро сделали - на первой очереди 2 подъемника. Горнопляжники и горнофляжники выше, как правило, не едут. Если только Арарат не в облаках. На верху первой очереди кафе и тюбинги (ватрушки).
В выходные работают оба - четырехкреселка возит только лыжебордеров, двухкреселка - только горнопляжников. Эти два потока не пересекаются. Разве что в кафе второй очереди.
В будни, когда на горе всего человек 10-15 катается, всех возит двухкреселка.

Про своеобразный выкат с кресла первой очереди были наслышаны. Но все равно это, так сказать, опционная развлекуха - совершенно горизонтально при выходе с кресла. Научились более-менее уворачиваться от кресла раза с четвертого :) Это ни в коем случае не недостаток, как пытаются некоторые протолкнуть. Мы это восприняли как развлечение - кто сколько раз по хребту креслом получил, пока приспособился. Хотя, если что пойдет не так, немедленно придут на помощь канатчики. Думаю, такая организация работы связана с двойным применением канатки. Очень неудобно в "лакированный туфли или на каблук" попасть на раскатанную горку.


верхняя станция первой очереди, четырехкреселка

И выше - к трассам!


двухкреселка, первая очередь

Есть местечки и для любителей поскакать по скалам. Конечно, это не Шамони или Ля Грав, но сбросы есть. И там даже катают и прыгают!


вне трассы под первой очередью

Впрочем, я совсем забыл, что таки есть в Цахкадзоре подъемник 1968 года выпуска. Ага. Мемориальный, как в Ле Же :) Стоит на финише первой очереди памятником.


подъемник 1968 года выпуска

И на нем даже катаются! Вот только не на лыжах - из его старых кресел качельки сделаны. Очень повеселило! Мы качались :)


качельки

Едем выше. Нижняя и верхняя станции второй очереди.


нижняя станция второй очереди


верхняя станция второй очереди

Со второй очереди замечательно без остановки гнать вдоль канатки до самого низа или взять левее. Хотя там бывает много надувов и сугробов на трассе.
А лучше вдоль канатки и около начала леса уйти направо в сторону четвертой очереди и трассы №6. Но на ней практически всегда есть обучающиеся. Говорят, это перепрофилированные остатки санно-бобслейной трассы.


вид на трассу №6 с кресла первой очереди

Специфика второй и третьей очередей - сильнейший ветер. Начинает задувать где-то после восьмой опоры второй очереди. Вот тут пожалеешь, что у креселок нет колпаков-намордников. При ветре больше то-ли 16, то-ли 18 м/с подъемники верхних очередей автоматически останавливаются. Мы даже как-то раз зависли на десяток минут в сплошном облаке на уровне как раз восьмой опоры на второй очереди. Но обошлось. Вспомнили, подъемник включили и мы благополучно добрались до верхней станции. Нас было только двое :) Вообще-то в порядке вещей на склоне в пределах видимости различать 3-4 катальщика.
Но если садится облако, то кроме ветрилы еще и практически нулевая видимость. Примерно вот так:


нижняя станция третьей очереди в облаке

Там ставят эксперимент - высадили какую-то редкую породу деревьев для защиты кресел от ветра, выживающую выше 2 километров. Видны только саженцы метр высотой.

Третью очередь включают не часто - на вершине Тегениса постоянный сильный ветер. Но бывает так, что ветер на второй, и спустившись вниз обратно до третьей очереди не добраться. Но мы в такую ситуацию не попадали.
Вот так выглядит верхняя станция третьей очереди - на вершине Тегениса. Если нет облачности, то видны Арарат и Арагац. Нам не повезло.


верхняя станция третьей очереди

И теперь, самое, на мой взгляд, вкусное - четвертая очередь и трассы 10 и 4-3. Когда мы увидели указатель 43, сначала протупили. Но было забавно :) Там еще есть кусочки с маркировкой 41 и 42, но их не готовили. 43 с подъемкина смотрится крутовато, но все на так страшно. Мы в основном на ней снимались на видео и снимали инструкторов.


четвертая очередь и трасса 43


на трассе 43


верх четвертой очереди

Если отсюда уйти направо (кресло за спиной), то попадаешь на 43, а вот налево - трасса №10.
Первые метров 100 там почти горизонтально, но потом 3 роскошных участка с выкатом на низы первой очереди. Финальный кусок, метров 300, маркирован черным. По европейским меркам это полноценная краснота. Вот он:


заключительный участок трассы #10

Гонять по нему - одно удовольствие, хотя первый раз было как-то не по себе.


на заключительном, черном, участке трассы №10


на синем участке трассы №10


на красном участке трассы №10

А в целом, трассы Цахкадзора будут приятны для начинающих и для катания декоративным карвингом.
Но, честно, нам скучно не было ни одного катального дня!


недостроенное кафе на верху первой очереди. Ага :)


низ первой очереди, суббота. Видите очередь? Вот и мы не видели.

Севан, Гарни, Гегарт

Про экскурсии много писать не буду. Мы были на Севане, в Гарни и Гегарте. На официальных сайтах турфирм достаточно информации. Скажу только, что все очень понравилось, хоть и с погодой не повезло!


На Севане. Храмы Богородицы и Апостолов (HDR изображение)


Гарни. Языческий храм


Гарни


Гегарт

Финал

Вот еще что. Про прокаты всякие мы не спрашивали - вся снаряга своя. К сведению, в Цахкадзоре, не горнолыжном комплексе, а в городе (2,5 км от Альвы), всего один спортивный магазин. Цены так себе московские и не очень велик выбор. Рядом с этим магазином 2 или 3 маркета с приличным выбором товара. Например, 5-7 летний коньяк стоит 5 000 - 8 000 драм. Это 500 - 800 рублей.
Такси в любой конец города - 500 драм (50 рублей), вызвать можно по телефону. Приезжает минут за 5-10.
Есть и банки и банкоматы. Курс везде единый.
В центр города если и добирались, то уже после катания в сумерки, так что фотографий самого Цахкадзора почти нет.

А вообще люди очень понравились. Душевные и простые. Запросто общались. Горка понравилась, еда понравилась. Страна понравилась - мы все первый раз были в Армении.
Да все было отлично!
Даже в сравнении с любимой Францией или Швейцарией. Просто не стоит ожидать чего-то большего от бюджетной поездки. Просто радоваться.

И вообще мы получили гораздо больше ожидаемого.

Это я к тому написал, что кто-нибудь обязательно заявит, что, мол, круче Сорочановки ничего не видел и повелся на Армению. Чегет форева! Аха. Щаз.
В моем рейтинге Цахкадзор теперь стоит после Тиня и Вал Торанса. Вот так.

И, конечо же, огромное СПАСИБО Андрею из SNB Tours, Михаилу и Артуру из Цахкадзор Трэвэл и персоналу отеля Альва!


рассвет в Цахкадзоре


просто так...


панорама с верхов четвертой очереди

А закончу теми-же словами из песни Машины Времени, с которых начинал этот опус: "...Я сюда еще вернусь, мне бы только выбрать день..."

Спасибо за внимание и терпение. Отзывы можно оставить в гостевой.



photos by Froggy©, AlpineDog©

Профессиональное

Портфолио

Увлечения

Общение

Hosted by uCoz